Буква "Р" как образ

Восемнадцатая буква - Рцы - в кириллице, «эр» - в русском и «ар» английском алфавитах; семнадцатая - в греческом - «ро». Графически - английское R как и русское Р - жезл, посох. Нумерологически в системе Таро число английского R равно 9, что соответствует 9-му аркану «Отшельник» - знаку духовной помощи. В еврейском - «Реш» - двадцатая буква в алфавите. Ее число - 200, в кириллице - 100. Ее иероглиф в Каббале - голова человека.
Ее символы - сфера или круг. Ей соответствует 19-й аркан Таро.
Ее астрологическим символом является планета Сатурн.
Связана с божественным именем Рахим (милосердие).

Статья из энциклопедического словаря Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А.

Р — буква русской азбуки, означающая переднеязычный альвеолярный дрожащий согласный, без различения редкого глухого p (например, в ртуть, рта, смотр, магистр) от обычного звонкого p (рот, смотра, дар), хотя обыкновенно для таких разновидностей наша азбука имеет особые знаки (с и з, т и д, п и б и т. д.). Знаки Рр ведут свое начало от соответствующих греческих Ρρ, восходящих к семитическому знаку реш. Численное значение в кириллице и глаголице = 100. Основополагающим значением звука Р в Древнем Египте было значение Ра.

Ра, в мифологии — верховное божество древних египтян. Имя это означает "солнце" (коптское PH), богом которого и был Ра. Центром культа был Илиополь, где Ра был отожествлен с Тумом, и где ему были посвящены, как его воплощения, птица феникс, бык мневис и обелиск. В других религиозных центрах Ра сопоставлен с местными божествами света: Амоном (в Фивах), под именем Амона-Ра, Хнумом (в Элефантине) — в форме Хнума-Ра, Гором — в форме Ра-Гармахиса. Последнее сопоставление было особенно распространено.

Известно несколько мифов об этом божестве, сохранившихся, кроме случайных заметок и намеков в различных религиозных сборниках и многочисленных гимнах, в специальном папирусе туринского музея, в надписях на стенах гробниц царей 19—20 династий и др. Из них видно, что Ра считался сыном первобытного хаоса Нун и до мироздания пребывал в нем вместе с божествами стихий. Затем он, "более великий, чем произведший его, более древний, чем родившие его", вышел из Нун на том месте, где впоследствии возник город Великий Ермополь, и здесь, после победы над силами мрака, повелел своим словом воссиять свету из цветка лотоса. Затем Ра произвел из себя пару богов: Шу и Тефнут, от которых родилась новая пара, Кеб и Нут — земля и небо, родители Осириса и его цикла. Эти божества составили так называемую илиопольскую эннеаду, во главе которой стоял Ра.

Во время среднего царства было выработано возвышенное учение, по которому восемь божеств представляют единое со своим родителем, будучи членами тела верховного бога. Этот бог так говорит о себе в 17 главе Книги мертвых: "Я—Тум, существующий, единый. Я — Ра в его первом восходе. Я — великий бог, создавший себя сам, создатель своего имени "владыки эннеады". Я был вчера; я знаю завтрашний день". Создав мир, Ра царствовал над ним подобно человеку-фараону, и в это время был золотой век. Р. все держал в своих руках, благодаря магической силе своего таинственного имени. Его премудрая правнучка Исида, когда он состарился, хитростью выпытала у него это имя, последствием было неповиновение людей. По совету своего отца, Р. решился истребить человеческий род, наслав на него свое "око" в виде богини Гатор, которая произвела страшное избиение; люди стали тонуть в собственной крови. Ра сжалился и спас на другой день уцелевших людей, напоив Гатор допьяна. Однако, неблагодарность людей огорчила Ра, и он решился уйти от них на небо. Богиня последнего, Нут, предстала перед ним в виде коровы, и он уехал, сев на ее спину. Люди раскаялись, явились проводить его, изъявили готовность перебить его врагов и учредили в честь его жертвы и культ. Царствовать стали Шу и Тефнут.

Но и удалившись на небо, Ра не перестал благодетельствовать землю. Ежедневно выезжает он с востока в дневной барке, в сопровождении других божеств, чтобы освещать землю, и через 12 часов пересаживается в ночную барку, чтобы в течение 12 ночных часов озарять 12 мытарств загробного мира. Здесь он побеждает чудовищ мрака и посещает богов, получавших от него наделы землей и считавшихся его вассалами. Только один час в сутки мог каждый из них наслаждаться его лицезрением, и только особые избранники удостаивались счастья проводить с лучезарным богом все время, плывя с ним в барке. Эта участь считалась желанной для всякого благочестивого египтянина; отсюда множество гимнов в честь Ра и его изображений в надгробных надписях времен нового царства. Гимны эти попали и в "книгу Мертвых" (15 глава); кроме того, до нас дошли 75 "величаний" в честь Ра в гробницах царей 20 династии. Небольшие пирамидки, на каждой из четырех сторон которых изображалась солнечная барка в различные периоды суточной жизни, и писались молитвы Ра, также должны были облегчать последнему постоянное пребывание во свете.

Изображался Ра с головой кобчика на теле человека, с солнечным диском и змеей урея на голове. О культе Ра, особенно в форме Амона-Ра в Фивах, сохраняются в Берлинском музее интересные ритуальные папирусы, изучение которых начато О. Э. ф. Леммом ("Das Ritualbuch", 1886) и которые в настоящее время издаются. Первоначально при Ра не было женских божеств: он творил сам по себе, но впоследствии мы находим рядом с ним богинь Иусааст, Рат и др. Искусственность их совершенно ясна, между прочим, уже из их изображений, которые делали из них двойника Исиды и Гатор, а не супруг иеракокефального бога света.