Образ Сфера

http://s7.uploads.ru/1bf9l.jpg
Иероним Босх, Алтарь
Сад неземных наслаждений
Внешние крылья триптиха «Земля», 1505-1506, Музей Прадо, Мадрид

Выступает в качестве символа совершенства и полноты; может истолковываться как образ и модель мира; является основой всех символических форм, связанных с идеей целостности, центра. Платон пишет, что сфера одновременно является самой простой и самой совершенной фигурой, ибо все точки ее поверхности равно удалены от центра.

В архаической традиции космос как полнота, упорядоченность и гармония нередко мыслился в качестве сферического. В элейской концепции бытия находим рассуждения о сфере как о наиболее равновесном, совершенном и самодостаточном из геометрических тел; у Пифагора развивается идея «гармонии сфер», у Эмпедокла исходное состояние космоса описывается в виде образа «равного себе самому отовсюду» Спайроса.

Поэт Ксенофан представлял единого бога в образе вечной сферы. У неоплатоников с формой сферы соотносилась и душа. В сочинениях, приписываемых Гepмесу Трисмегисту, сказано: «Бог — это умопостигаемая сфера, центр коей повсюду, а поверхность — нигде».

Джордано Бруно аналогичным образом описывал вселенную: «Вселенная — вся центр или... центр вселенной находится везде, а окружность нигде». Согласно системе Птолемея, которая господствовала на протяжении почти полутора тысяч лет, вокруг неподвижной, имеющей форму сферы земли вращаются десять концентрических сфер (семь первых — небеса Луны, Меркурия, Венеры, Солнца, Марса, Юпитера, Сатурна, восьмая — сфера неподвижных звезд, девятая — хрустальное небо, или Перводвигатель, десятая — Эмпирей).

В эпоху средневековья получило распространение представление о том, что вселенная — это система концентрических сфер. Согласно Бэде Достопочтенному, их семь — воздух, эфир, олимп, огонь, звезды, ангельская и сфера Троицы; по Гонорию Августодунскому — три (телесная, духовная и интеллектуальная). Схоласты насчитывали 55 сфер, плюс сфера неподвижного перводвигателя. Вращение семи планетных сфер производит сладостную музыку, не доступную человеческому уху, поскольку она звучит не в воздухе; от этой небесной музыки происходят семь нот гаммы.
Еще один аспект образа сферы связан с идеей счастья, поскольку ровная, гладкая поверхность сферы соотносится с отсутствием трудностей и препятствий.