Образ Свет

http://s6.uploads.ru/esBt6.jpg
Микеланджело Буонарроти
Отделение света от тьмы
Сикстинская капелла

Свет традиционно уподобляется духу и божеству, предстает как символ святости, благородства, красоты, считается проявлением мудрости и добродетели. Свет — прежде всего атрибут солнца, по этой причине он становится символом божественной силы (иранский Ахурамазда и греческий бог-солнце Гелиос изображались с сияющим ореолом) и верховной власти (короны правителей делаются из светоносных материалов).

Световая символика духа может быть выявлена в различных традициях. В Ригведе понятие света используется для обозначения духа. В иранской мифологии получила развитие концепция света как разума, духовной энергии. В буддизме образ света как символа постигающего истинную суть вещей духа нашел отражение в самом имени основателя религии, которое означает «Просветленный».

Разум и свет отождествляются в ламаизме. Метафора света является одной из основных в мистической литературе. Она восходит к неоплатонизму, трактовавшему эманацию Бога в мир как истечение света «от верховного светоча». «Восхождение (экстазис, экстаз) к единому» (Плотин) имеет своим результатом созерцание «чистого света» и растворение в нем. В манихействе божественная душа уподобляется свету. В библейской традиции свет трактуется как признак манифестации божества (Исх. 19).

Раннехристианское переосмысление неоплатонизма заложило традицию истолкования Бога как Света (ср. у Ансельма Кентерберийского: «Бог есть Свет и Истина»), к которому должно и естественно стремиться человеку. Световая символика Бога находит отражение в метафоре озарения. Откровение описывается как озарение, излитие божественного света. V Данте рай — это восхождение к свету. В православной традиции метафора «внутреннего света» передает изначальную предрасположенность души к восприятию спасительной веры, идея Христа как божественного света определяет собой традицию исихазма. Сама красота воспринималась как свет, который успокаивал, ободрял, являлся знаком святости. «Именно свет составляет красоту и совершенство телесных вещей», — говорил Роберт Гроссетест.

Бог мыслится как свет и в ортодоксальном исламе (сура «Солнце» в Коране), и в «философии озарения» ишракитов (арабское «ишрак» — «сияние»); световая символика Бога развита в суфизме.
В суфийской традиции познание мыслится как приближение к светоносному огню, а момент слияния суфия с Богом передается посредством метафоры мотылька, сгорающего в пламени свечи.