Символ Сад
Иероним Босх, триптих
Сад неземных наслаждений
Полиморфный символ. По некоторым предположениям, сад Эдемский находился на острове вблизи Бахрейна. Шумеры его называли «Дильмун», то есть рай. Там дул прохладный ветер, качались зеленые ивы и текли чистые прозрачные реки, где был виден каждый камушек на дне.
Платон в садах вблизи Афин в IV веке до нашей эры основал философскую школу, посвятив ее мифическому герою Академу. Это пространство искусственного в сфере естественного, место подчинения, окультуривания природы, антитеза леса как вместилища хаотических природных сил. В то же время это образ гармонии космоса, что в особенности подчеркивается в традиции Востока.
Сад — огражденное пространство, и в этом плане он сближается с образом города; подобно последнему, может связываться с женским началом. Сад может выступать в качестве одного из образов рая (например, библейский Эдем), что особенно характерно для ближневосточных традиций и связано с природными условиями региона, где оазис в пустыне наделяется сакральным статусом. В фольклоре сад также предстает как источник чудесных плодов (молодильных яблок и т. п.) и связывается с символикой плодородия, изобилия и бессмертия.
Японский сад камней, концепция которого была навеяна учением дзэн-буддизма, — это образ хаотичной гармонии и гармоничного хаоса, высшего синтеза культуры и природы: его каменные глыбы как бы остаются первозданно природными, хотя на них легло дыхание человека. Сад камней выступает как модель мира: по словам самих создателей сада, камни среди песка суть «островки в океане вечности». В нем 15 камней, однако, как ни смотри, из одной позиции больше 14 из них не видно. Этот не достижимый для взора камень символизирует непостижимость вселенной в ее полноте и бесконечности.