Образ Тьма

http://s2.uploads.ru/cVxnz.jpg
Микеланджело Буонарроти
Отделение света от тьмы

Символика тьмы рассматривается в соотнесении с символикой света, антитезой которому она является. В этом образе выделяются два смысловых слоя. Во-первых, тьма — это состояние мира до его созидания божественным началом ( «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною», Быт. 1), она соотносится с хаосом, с бесформенностью, неопределенностью очертаний, форм.

В этой связи можно упомянуть о мраке материнского лона, из которого рождается живое существо. Тьма — это образ материи до ее одухотворения, оплодотворения светом, высшим началом.
С другой стороны, тьма, имеющая место быть после сотворения-освещения мира — это знак зла, образ ада, нечистоты, рудимент предначального хаоса.

Тьма предстает связанной, в моральной сфере, со злом и пороком, в сфере интеллектуальной — с невежеством и мракобесием (обскурантизм, от латинского слова со значением «затемняющий»).
В клерикальной поэме «Поиски святого Грааля» Адам и Ева, прежде чем соединиться под Деревом и зачать Авеля, молят Господа послать им черную ночь, чтобы спрятать их бесстыдство; в «Божественной комедии» Данте возникает образ «сумрачного леса» как тупика духовных исканий.

Однако темнота — это и мистическое Ничто, великая тайна начала мироздания (и в этом контексте она соотносима с молчанием, первозданной тишиной мира). Различные эзотерические традиции обращаются к особому «темному» языку, чтобы сделать свои доктрины непонятными для непосвященных.
В восточнославянской традиции тьма ассоциируется с загробным миром, традиционно помещаемым на севере, в области полярной ночи. Властителем этого царства мрака считался Кощей, этимология имени которого возводится к слову «кощное» — «тьма кромешная, преисподняя».