Образ Тень
Игорь Меркулов
Тень
Тень - олицетворение души, нередко — в ее низменном аспекте; в некоторых языках понятия «тень» и «душа» выражаются одним словом. Для первобытных народов характерно представление, что тень является вторым Я, душой человека, его жизненно важной частью; именно в виде тени душа является спящему, духовидцу.
В представлениях древних египтян сущность человека мыслится в неразрывном единстве его тела, душ (ка и ба), имени и тени; после смерти одним из наказаний для грешников была утрата тени, пожираемой адским чудовищем — львом с головой крокодила. Потеря духа-тени гибельна для человека; рассказы о людях, утративших свою тень, распространены в фольклоре Европы (этот сюжет нашел отражение в сказке «Петер Шлемиль» у Шамиссо). Человек без тени — продавший душу дьяволу; нечистая сила сама не отбрасывает тень (ср. у Булгакова Варенуха после превращения его в вампира). Тень — это также призрак умершего; в греческой мифологии царство мертвых аид предстает населенным призрачными тенями.
С этим образом связывается и представление о демоническом двойнике человека; в данном случае тень олицетворяет зло в человеке (например, в сюжете об отделившейся от хозяина тени у Андерсена).
В традиции ислама тень предстает как олицетворение бренного земного существования, как спутница тленных материальных форм, тогда как бесспорное и вечное не может отбрасывать тень. По этой причине в искусстве Востока почитались «особенно вредными изображения предметов, отбрасывающих тень».