Символ Храм
Храм Деметры
Олимпия, Греция
Храм — это прежде всего мистический центр; храм и, в частности, алтарь отождествляется с мировой горой, местом пересечения двух миров — горнего и дольнего. Наиболее ярким в этом отношении архитектурным символом является храм-гора (вавилонский зиккурат, египетская пирамида, ступенчатая пирамида в доколумбовой Америке, буддийская пагода).
Поскольку первоначально места отправления культа связывались с ландшафтами, сочетавшими холм, дерево, воду и камень, структура храма в различных традициях представляет символический синтез четырех элементов: в христианстве, например, интерьер церкви включает алтарь — возвышение, деревянный крест, купель с водой и каменный престол.
В индуизме храмы было принято воздвигать в особых местах, которые попадали под категорию «шубха» (благоприятное, красивое место, непременно находящееся возле воды), так как иначе боги их посещать не будут. Однако храмы вовсе не обязательно сооружаются в соответствии с ландшафтом, так как иерофания, явление священного — это внезапное вторжение, разрыв в цепи вещей и событий. Считается, что в верхней части храма должно быть отверстие, которое обеспечивает сообщение с богами. Храм рассматривается как видимый образ космического истока, а место, где он располагается, считается центром мира. Его внешний облик должен создавать атмосферу, соответствующую предвкушению контакта с божественным.
Процесс возведения храма — это реконструкция и реинтеграция единства Пуруши и Праджапати, обеспечивающая продолжение их созидательной деятельности; а законченное святилище — символ вселенной, которая представляет собой их явленное единство. Жертвователь (то есть человек, заплативший за строительство храма), принимает участие в процессе этой реинтеграции; уединившись в небольшом покое, с многозначительным названием гарбха, лоно, он переживает духовное перерождение, гарбхаграху, посредством достигаемого медитацией контакта с богом, присутствие которого олицетворено символом либо священным образом Бога. Этот покой расположен в центре храма (который сам есть центр вселенной); там помещаются различные сакральные символы.
Во-первых, это особый ритуальный сосуд, символическое средоточие шакти (производящей энергии космоса), отождествляемой с богиней-матерью. Во-вторых, это изображения цветка лотоса и черепахи (выполненные из камня, серебра и золота, которые символизируют, соответственно, землю, атмосферу и небо). Черепаха — это воплощение (аватара) Вишну, удерживающего космическую гору; лотос — символ развертывания созидательного начала в мире. Вертикальный полый столп (отождествляемый с мировой осью), связывающий все части строения, соответствует мистическому столпу в теле верующего, по которому поднимается душа для воссоединения с Абсолютом.
Строительство индуистских храмов было кодифицировано в «Шильпа-шастрах» (ремесленных руководствах); в них за каждым элементом храмовой конструкции закреплялось особое символическое значение космического плана. Идея соответствия (бандху) микрокосма и макрокосма в индуизме выражена достаточно ярко и ведет отсчет еще с ведических времен. В ее рамках осуществлялось и возведение средневековых храмов, которые были призваны представить зеркальное отражение структуры вселенной: четырехуровневые квадратные галереи и небеса-крыша (этот тип индуистского святилища подобен вавилонскому зиккурату).
Храм также отождествляется с мировой горой Меру, в некоторой степени он и напоминает гору. В буддизме основным видом святилища является ступа, выступающая в качестве символа нирваны.
Христианские соборы в большей мере соотносятся не с макрокосмом, а с микрокосмом, они выражают скорее преображение человеческой формы, нежели противопоставление небесного и земного, сакрального и профанного — хотя это их значение ни в коем случае нельзя игнорировать. Человеческая фигура передается посредством таких архитектурный элементов, как апсида (символизирующая голову), трансепты (руки), главный и боковой нефы (туловище) и алтарь (сердце). В готическом храме акцентируется устремленность вверх, в его структуре вертикальной оси отводится особое значение. Гонорий Августодунский, рассуждая о символике двух главных типов христианских храмов, подчеркивает, что используемые в их основе круг и крест — это образы совершенства; в то же время крест выступает как образ четырех направлений пространства и олицетворение микрокосма.
В православной традиции одна из основных форм храмовой архитектуры обязана своим возникновением храму святой Софии в Константинополе, возведенному в 6 веке: над классической раннехристианской базиликой возвышается огромный круглый купол, который символизирует схождение небес на землю, то есть сущность таинства евхаристии. Возникшая в более поздний период система иконостаса (перегородки, отделявшей алтарь от остального пространства) отражала идею рая; царские врата (двустворчатая дверь в иконостасе), отворявшиеся в определенные дни, как бы открывают путь к бессмертию.