Образ Центр

http://s3.uploads.ru/wfGP6.jpg
Центр Мидгард мирового древа Иггдрасиль
в скандинавской мифологии

Центр рассматривается как священный эмбрион вселенной, своеобразный космос в космосе. Творение предстает как осуществляемое из центра; во многих традициях имеется представление о том, что первый человек был создан в центре мира. Центр — это образ истинного, абсолютного бытия, он также является местом расположения других символов абсолютной реальности (древо жизни, источник мудрости и бессмертия); нередко акцентируется срединное положение первоначального рая.

Центр — источник космической гармонии и порядка. Объекты, связанные с центром мира, выполняют регулирующую функцию (так, например, греческая Ананке). Необходимость, помещаемая в центре мира, управляет судьбами всех народов; аналогичным образом является Бог как «неподвижный перводвигатель» у Аристотеля). Отдаляясь от центра, мир деградирует, приближается к хаосу.

В скандинавской мифологии возникает образ населенного мира как Мидгарда — «срединного пространства», окруженного Утгардом, неизведанными и таящими опасность землями; в скандинавской топонимике имеется множество наименований с корнем «мид» — середина; то есть скандинавы мыслили свои поселения центрами, на периферии которых располагался остальной мир.

В этом контексте понимания центра как упорядочивающего элемента возникает концепция срединного пути, золотой середины как наилучшего блага. Таким образом, происходит этизация понятия центра. В психологическом плане центр мироздания ассоциируется с чувством гармонии, уверенности, покоя.

В некоторых индуистских мандалах центр графически не обозначен, но должен быть помыслен медитирующим. Достижение центра приравнивается к посвящению, инициации; оно мыслится в двух формах: как постепенное, поэтапное, и внезапное, подобное прорыву в иную сферу. Обретая центр, дух избавляется от пространства и времени и обретает вечное настоящее, которое превосходит жизнь и смерть; именно таков смысл различных эзотерических практик. В различных традициях существуют ритуалы, имеющие своей целью нахождение центра местности (где затем будет возведен храм — образ мира).