Образ Цвет
Цвет, ХиПАрт
Психоделический Арт
Является одним из средств постижения и упорядочения мира. Символика цвета используется в литургии, иконографии, геральдике, алхимии, литературе и изобразительном искусстве. Линия и цвет не всегда служат естественными признаками того или иного предмета, но знаменуют наличие некоей идеи.
В классификации, разработанной в психологии, выделяются две группы цветов: первая из них включает теплые, «стимулирующие» цвета, связанные с процессами ассимиляции, активизации и напряжения (красный, оранжевый, желтый и белый), а вторая группа состоит из холодных цветов, соотносимых с процессами диссимиляции, пассивизации и расслабления(синий, индиго, фиолетовый и черный); зеленый цвет может относится к обеим группам, наделяясь статусом переходного.
В Индии все варны имели свои цветовые символы, имеющие этическую интерпретацию: брахманы — белый (благость), кшатрии — красный (страсть), вайшьи — желтый (смешение двух первых качеств), шудры — черный (темнота). Нищие-аскеты в знак отречения от человеческого общества по своей воле принимали желто-оранжевое одеяние, в которое обычно одевались осужденные преступники, следующие к месту казни.
В Китае существует система соответствий, объединяющая цвета и стороны света: восток — зеленый, юг — красный, запад — белый, север — черный, пятому направлению, центру, соответствует желтый цвет, цвет земли и в то же время солнца. Он считается атрибутом императорской фамилии. Цвет имеет весьма важное значение в китайской символике, выступая как индикатор социального статуса.
В различных традициях с отдельными цветами связываются различные коннотации. Ниже приводятся лишь некоторые аспекты значения того или иного цвета, так как подробное освещение цветовой символики не может быть выполнено в рамках настоящего издания.
Белый цвет символизирует чистоту, свет, мудрость, добро, высоту духа; он нередко выступает связанным со сферой сакрального, а также считается атрибутом верховной власти. В символической традиции белый цвет соотносится с солнцем и с золотом и олицетворяет центр. В то же время такая его разновидность, как мертвенно-белый, несет выраженную негативную оценку, соотносясь со смертью и луной. На Среднем и Дальнем Востоке белый цвет выступает в качестве цвета траура.
Черное соотносится с начальным и конечным состоянием всех процессов, это цвет все порождающей и все приемлющей матери-земли. На Западе этот прежде всего цвет смерти, траура, печали. Черный цвет на Востоке символизировал силу и величие.
Оппозиция черного и белого цветов стоит в ряду аналогичных ей и реализующих идею противостояния двух начал; при этом белое традиционно связывается со сферой положительного, тогда как черное — со сферой отрицательного. Подобно всем дуальным формулам в символике, оно связано с числом два и близнечной символикой. В китайском символе ян-инь использование контраста этих двух цветов олицетворяет непрестанную смену жизни — смерти, света — тьмы, явленного — неявленного, благодаря которой возможно существование всех вещей мира.
Красный — цвет мужества, огня, крови. Красный цвет у восточных славян — синоним лучшего, красивого, почетного (например, красное солнышко, красна девица, красный угол, Красная площадь); это наиболее чтимый цвет в славянской и иранской традиции. «Самый красный» («прекрасный) в этой связи предстает как «наилучший». В средневековье аналогичным образом этимология слова pulcher, «красивый», возводилась к «pelle rubens», «красная кожа»: тот, кто красив, имеет красную кожу, поскольку под ней бьется живая кровь. Та же идея красного цвета как совершенства прослеживается в имени героя иранского эпоса Сухраба («Красный блеск»). В Индии красный цвет считался цветом ужаса, смерти, траура. Он также наделялся сакральным статусом, только с другим знаком. В средние века сочетание белого и красного пользовалось особенным почтением, поскольку эти цвета символизировали чистоту и милосердие, высшие добродетели.
Синий цвет, цвет неба, в средневековой культуре символизировал религиозное чувство, преданность и невинность; он также почитался в качестве цвета Богоматери и был распространен в символике русской православной церкви. Синий цвет, как считается, долгое время не использовался в западной традиции; у Овидия и Вергилия фиалки называются черными (и потому это цветы траура); Понт Эвксинский — Черное море. На Ближнем Востоке темно-синий — цвет траура.
Пурпурный цвет традиционно связывается с величием духа, а также с высшей властью, это цвет одеяния римских и византийских императоров и, в христианстве, епископов.
У евреев желтый, рыжий — символ греха; по этой причине для жертвоприношения предписано было выбирать рыжую телицу. Негативная символика этого цвета ощутима и в западной традиции, где он связывался с неверностью, обманом, предательством.
В христианской символике белый цвет олицетворяет веру, зеленый — надежду, красный — любовь. Значение цветов в геральдике таково: золото символизирует богатство, силу, чистоту; серебро — невинность, голубой цвет — величие, красоту; красный — храбрость; зеленый — надежду, изобилие; черный — скромность, печаль; пурпуровый — достоинство, силу.