Образ Шляпа
Шляпа в живописи. Елена Фаурмент.
Портрет жены художника
Питера Пауля Рубенса
в шляпе с перьями.
Шляпа - образ, который символизирует помощь или фальшивый авторитет. Амбивалентный символ. Если шляпу носит молодой мужчина - символ простоты, пожилой - символ житейской мудрости. Шляпа на ребенке или на женщине - символ диспропорции, честолюбия и фальши.
Этот образ часто символизирует сомнения, касающиеся положения как личности, так и ее проблем в сфере сексуальных отношений. Она может быть метафорой для завершения какой-либо сделки - «дело в шляпе». Фригийский колпак в Древней Греции носили освобожденные рабы; на картине Делакруа «Свобода» один из персонажей, волонтер, одет во фригийскую шапочку.
Богиня Афина, надев шапку Аида, становится невидимой. Так как шапка на голове всегда привлекает внимание, отсюда, может быть, выражение «на воре шапка горит». В социальном плане шляпа является знаком буржуазности и респектабельности. Головной убор задает социальный имидж своему носителю. Интересен факт того, что Ленин всегда был человеком шляпы, но на период Октябрьской революции взял имидж человека в кепке. Эта кепка соответствовала энергии момента и связи с означаемым кепкой пролетариатом. Кепка в этом случае - символ единства партии (в лице ее вождя) и руководимого ей пролетариата. На Руси женский головной убор - кичка. Мидас спрятал свои длинные ослиные уши под фригийскую шапочку. Его парикмахер не мог никому рассказать об этом, но, сжигаемый нетерпением поделиться новостью, он вырыл в земле ямку и доверил тайну земле, повторяя «У Мидаса ослиные уши». После этого из ямки вырос тростник, который прошептал всему миру, что у царя ослиные уши.
Шляпа - знак свободы, независимости. Когда человек правильно подбирает себе шляпу, он как бы претендует на эту независимость. Петас - широкополая шляпа у фессалийских пастухов и охотников. Шапка с крыльями - знак Меркурия и времени.
На Руси знаком великого княжения была шапка, которая впоследствии превратилась в корону - особый символ императорской власти над различными территориями, что отразилось в гербе России. Как известно, первое венчание на великое княжение, о котором сохранилось много свидетельств, произошло в 1498 году. Иван III, исходя из дипломатических и международных соображений, решил оформить права на русский престол своего внука Дмитрия, сына умершего при странных обстоятельствах Ивана Ивановича Молодова и Елены-Волошанки, дочери молдавского воеводы Стефана Великого. Церемония была разработана по византийскому образцу - так некогда в Византии венчали наследника престола. Центральным местом церемонии было возложение на Дмитрия-внука шапки, которая приблизительно через 20 лет стала называться шапкой Мономаха. Ее почти не переделывали, лишь меняли соболиный околышек, так что в наши дни основную часть ее можно видеть в Оружейной палате в Москве. Верх шапки состоит из 8 золотых пластин, покрытых узором из спиралевидных завитков, шестиконечных розеток-звезд и цветов лотоса. Форма остроконечной шапки и цветок лотоса намекают на родину этой шапки (Среднюю Азию или Византию). Первые документальные свидетельства о шапке восходят к завещаниям Ивана Калиты, что эта «шапка золотая».
Белая шапка - корона Гора с рогами барана и уреем впереди называлась атеф. В тибетской тантрической традиции школы карма-кагью существует черная корона, которую сплели сто тысяч дакинь из своих волос, и один лишь взгляд на этот убор дает новое рождение в высших сферах. В средние века дамы носили эннен - головной убор в виде высокого (до 70 см) конуса. Имелись разновидности эннена: рогатый, облегающий прическу, с валиками из волос по бокам головы, отчего она в фас, казалось, имеет рожки; двойная «сахарная голова», то есть раздвоенный конус; и «парус» с прикрепленным к верхушке эннена покрывалом. И наконец, сказочная шапка-невидимка - символ могущества и силы.