Образ Шехина
Шехина Луна
Имя Бога, буквально означающее «остановка» или «обитание»; имеется в виду Пребывание Господне в мире. Шехина обычно считается женским аспектом Бога. Это слово не употребляется в Библии как имя Бога; однако Господа часто называют «обитающим» («шохен») среди людей или в Иерусалиме. Название Мишкот — переносного святилища евреев, использовавшегося в пустыне, — происходит от того же корня и означает «место обитания».
Шехина издавна ассоциируется с Луной — ключевым женским символом в иудейской традиции, особенно популярным в современной феминистской теологии и ритуале. В раввинской литературе Шехиной называют проявление Бога в материальном мире, особенно в образе света, «как солнце светит всему миру, так и Шехина». Иногда рабби называют Шехину лицом или крыльями Господа. Хотя Шехину можно найти повсюду, считается, что ее присутствие особенно сильно в еврейском народе, среди праведных и достойных.
Однако некоторые рабби утверждают, что Шехина скрылась от еврейского народа после того, как был разрушен Первый Храм, или же отправилась в изгнание после разрушения Второго Храма и, подобно еврейскому народу, будет спасена лишь с приходом Мессии.
Опасаясь обвинений в политеизме, средневековые иудейские философы (в частности, Маймонид и Иегуда Галеви) настаивали на том, что Шехина не имеет Божественной сущности, но представляет собой существо, которое сотворено Богом и служит посредником между Богом и человечеством. Таким образом, согласно их разъяснениям, Моисей и пророки общались не непосредственно с Богом, а с Шехиной. Каббалисты же, напротив, сделали понятие Шехины центром своей мистической системы.
Шехина, также называемая Малкут (Царство), Царевна, Дочь, Невеста, Мудрость и Слово Божье - является десятой и наиболее постижимой изо всех Сефирот. Это женское начало Господа, действующее в мире. Также, как луна излучает свет, отраженный от солнца, Шехина получает свет от всех остальных Сефирот и излучает его на Землю. Каббалист Шкатилла даже утверждал, что Шехина являлась на Земле в облике Сарры, Ревекки и Рахили. Согласно теории каббалистов, изначальное единство Господа было разрушено с началом Творения, и мужские аспекты Бога (сефиры Тиферет и Иесод) отделились от женского начала Шехины.
Задача еврейского народа заключается в том, чтобы, посредством молитвы, изучения Торы и соблюдения заповедей, собрать воедино все десять разделенных Сефирот и, таким образом, восстановить изначальное Божественное единство. Поскольку Шехина - часть Господа, наиболее близкая к материальному миру, то есть к нам, она особенно уязвима для сил зла и страданий. Когда еврейский народ ушел в изгнание, Шехина была изгнана из Божества; когда евреи страдают, страдает и Шехина.
Идея изгнания и страданий Шехины получила свое дальнейшее развитие в хасидизме. Хасиды верят, что чистосердечные молитвы и добрые дела способны облегчить ее страдания. Вот что говорит Комарненский: «Кто добровольно покидает свой дом и странствует, как нищий, бедствуя, но не оставляя веры в Бога, тот становится спутником Шехины в ее изгнании».
Каббалисты также ассоциируют Шехину с Торой, особенно Устным Законом - раввинской традиции толкования Библии для грядущих поколений, из которой берет свое начало система предписаний, регулирующих повседневное поведение иудеев. Праведный человек, совершающий добрые дела и размышляющий на религиозные темы, постепенно просветляет Шехину, «освобождая ее от убогого платья буквальных значений и умозаключений и одевая ее в сияющее платье таинства Торы».
Согласно народным представлениям, Шехина присутствует в неугасимой лампаде над ящиком со свитками Торы, в огнях субботних и праздничных свечей, среди десяти взрослых мужчин, собравшихся для исполнения ритуала, в доме, где царит семейная гармония, и в человеке, совершающем добрые дела. В последнее время образ Шехины особенно тщательно разрабатывается еврейскими феминистками, утверждающими, что он служит достойной альтернативой чересчур патриархальному настрою традиционных иудейских текстов и богослужения.