Буква "Ш" как образ
Ш — буква русской азбуки, обозначающая собой обыкновенно согласный спирант глухой, переднеязычный, альвеолярный, корональной артикуляции. В большинстве великорусских говоров ш произносится "твердо", то есть с надставной трубой широкой, без свойственного "мягким" (палатальным) согласным сужения между средней частью спинки языка и твердым нёбом. Это "твердое" произношение наблюдается и перед узкими нёбными гласными е, и (смягчающими у нас почти все согласные), причем в некоторых говорах, под влиянием твердости ш, гласный и превращается в ы (ср. произношение шыть, шыло вместо шить, шило).
В древнерусском ш, напротив, было "мягким", как это показывают древние написания вроде шюмящь, отсутствие ы после ш (всегда шити и т. д.), а также сохранение древнего ударенного е перед ш (чешешь, тешешь, рядом с причёска, тёс). Написания с ы после ш, свидетельствующие об отвердении ш, начинают появляться в древнерусских памятниках с начала XIV века: в грамоте рижан в Витебске (около 1300 года) — слышышь и т. д.
Таким образом отвердение ш произошло в течение XIII века, вероятно, во второй его половине. "Мягкое" ш' осталось только в некоторых немногих говорах, сохранивших вообще "мягкие шипящие". Кроме того, оно встречается изредка, при известных условиях, и в говорах, представляющих "твердые шипящие", например в сочетании ш'ч', обозначаемом буквой щ (щи = ш'ч'и) или буквами сч (счет = ш'ч'от, считать = ш'ч'итат' и т. д.), а также в положении между ударенном и и следующим "мягким" (нёбным, палатальным) н', например в вишня = в'иш'н'ă, лишний = л'иш'н'ьj и т. д. На былой "мягкости" ш (и соответствующего ему звонкого согласного ж) основано известное орфографическое правило, по которому после ш (и других "шипящих") нельзя писать ы, а только и. Напротив, позднейшее отвердение шипящих дало основание другой части того же правила, по которой после ш (и ж) пишутся только а и у, никогда я, ю (кроме иностранного брошюра). Параллельной звонкой парой согласного ш является согласный ж, который в немногих редких случаях обозначается знаком ш, например Вышгород (произносится Выжгърът).
Исторически звук ш в большинстве случаев происходит от спирантов с или х, патализованных под влиянием следующего согласного j (пишу = *писj, слышу, душа = *слыхj, *духjа) или нёбных гласных е, и, ь, (дух || душить, душный = , мошка =, слыхать || слышать = и т. д.). В некоторых случаях звук ш произошел из спирантов с и з, уподобившихся следующим "шипящим" ш и ч. В этом случае этимологический принцип правописания заставляет изображать такое ш знаками тех звуков, из которых оно произошло: говорится шшести, ишшести, но пишется с шести, из шести. Как графический знак, русское ш восходит к старославянскому кириллическому , принадлежащему к тем составным частям славянской азбуки, которые в греческом алфавите отсутствовали и потому были почерпнуты из разных других источников или придуманы ad hoc. Обыкновенно думают, что славянское восходит к еврейской букве , обозначающей подобный же согласный звук.
Статья из энциклопедического словаря Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А.
Щ — буква русской азбуки, обозначающая обыкновенно сочетание двух согласных: мягкого (палатального) спиранта ш' и сложного, тоже мягкого согласного ч'. Такое произношение щ = тч отмечают уже Тредьяковский (в "Разговоре об орфографии", 1748) и Ломоносов (в "Российской грамматике", 1755). Им следует и Шлецер в своей неоконченной "Russische Sprachlehre" (1764). Произношение это встречается очень часто и теперь в речи образованного общества, реже — в народных говорах. В последних на месте литературного щ = ш'ч' наблюдается чаще "двойное" шш, точнее — долгий спирант шш, твердый или мягкий (непалатальный или палатальный). Твердый долгий спирант шш встречается преимущественно в северо-восточных "окающих" говорах (Казанская, Вятская, Нижегородская губ.), например в ташшы (= тащи), как обыкновенно изображают это слово средствами общеупотребительной русской графики. Мягкое долгое ш'ш' (напр. pош'ш'а = роща) наблюдается в московских (не везде), калужских, некоторых рязанских и др. "акающих", или южно-великорусских, говорах. В общепринятом правописании в некоторых словах сочетание ш'ч' изображается посредством букв сч: счет, счастье, исчез = ш'ч'от, ш'ч'ас'т'jе, иш'ч'ес и т. д.
По своему происхождению сочетание согласных ш'ч', обозначаемое посредством щ, различно. В одних случаях оно возникло путем палатализации сочетания ск перед небными гласными (ищет, трещит) или перед j (ищу, тpeщу), суффикс -uщe в городище, топорище и др.), в других — из cmj (poщy, cвuщy, роща), в третьих перенесено из церковно-славянского в многочисленных заимствованиях, вроде пища (из т'j)народн. пича, трепещу, клевещу (тоже из тj), нощь, пещь, мощь, мощи (из кт и гт, ср. народные ночь, печь, мочь) и т. д., наконец, в четвертых — из сочетания cч, зч путем уподобления с, з следующему ч и перехода их в ш (ср. вышеприведенные примеры счет, счастье, исчез).
Как знак, буква щ восходит к кириллическому , представляющему собой, как это указал еще Тредьяковский (в цитированном выше труде), лигатуру из букв , совмещенных друг с другом горизонтальными чертами. В древнейших памятниках старославянской (древнеболгарской) письменности эти лигатуры еще не употреблялись, и сочетание писалось раздельно. Употребление лигатуры привело к установившемуся у нас в произношении церковно-славянского щ = ш'ч'. Видя лигатуру в многочисленных словах, вроде и т. д., где отвечает русскому ш'ч', русские грамотеи стали читать это как ш'ч' и в словах вроде nuща, нощь, трепещу и т. д., в которых по-русски имеется или должно бы иметься ч и которые по древнеболгарски звучали пишта, ношть и т. д.
Напротив, отсутствие лигатуры для сочетания (составить такую лигатуру из этих двух букв нелегко) сохранило и у нас правильное чтение древнеболгарских слов, заимствованных при посредстве церковно-славянской письменности (вроде жажда, надежда, 1 л. ед. ч. жажду, стражду и т. д.). Глаголический знак для щ, ц.-слав. близок к последнему, что указывает на их общее происхождение. Цифровое значение щ = 800 имеется только в глаголической письменности, кириллическое же цифрового значения не имеет.