Символ Ян-Инь
Символ
Ян-Инь
Символ дуальности бытия. Первоначально ян означал, вероятно, светлый, южный склон горы, а инь — теневой, северный. Инь олицетворяет тьму, женское начало, землю, пассивность и приятие, присутствует в четных числах, долинах и водных потоках и представлено тигром, оранжевым цветом и прерывистой линией. Ян олицетворяет свет, мужское начало, небо, активность и проникновение, присутствует в нечетных числах, горах, представлено драконом, цветом лазури и сплошной линией. Ян изображается красным цветом, инь — темно-синим. Символ инь — раковина-каури, ян — нефрит.
В «Книге перемен» ян и инь изображаются, соответственно, сплошной и прерывистой чертами. Две сплошные черты (друг над другом) — большой ян — символизировали солнце и тепло, две прерывистые — большая инь — луну и холод. Малый ян (прерывистая черта над сплошной) — дневной свет, малая инь (сплошная черта над прерывистой) — ночь.
Три ян символизируют небо; три инь — землю. Еще шесть основных триграмм символизируют находящееся между небом и землей: небесную воду, небесный огонь, гром, ветер, земную воду и горы. Всего восемь триграмм; объединенные в пары, они символизируют четыре стихии — огонь, воздух, воду и землю. Графический символ ян-инь имеет форму круга, разделенного сигмовидной линией. Его светлая половина представляет ян, а темная — инь; однако каждая из них содержит кружок — частицу своей противоположности; тем самым фиксируется постоянное присутствие в мужском начале женского, а в женском — мужского.
Круг, как и сфера, является символом Всеобщего; волнистая линия, подобно свастике - тетраскеле. подчеркивает динамический характер образа, символизирует движение и взаимопроникновение, взаимодополнение двух начал. Она соотносится также с образом спирали, являющейся моделью вселенского вихря, истока вечного движения и взаимопревращения противоположностей; и в частности, двойной спирали, выражающей уравновешивающие друг друга тенденции к эволюции и инволюции.
Внутренние органы человека и их совокупности подразделяются на ян - и инь - «подсистемы». Ян-органы определяют область ментального, тогда как собственно физическое здоровье организма обусловливается инь-органами. Испуг, тревога, волнение, прочие психические импульсы (формы ян-влияния) способны разрушительно влиять на инь-органы.
Рассматривая закон дуальности бытия, воплощенный в символе ян-инь, древние китайские авторы выводили из него следующие основоположения: (а) количество энергии во вселенной постоянно; (б) его составляют, в совокупности, два вида энергии: во-первых, положительная и активная, во-вторых, отрицательная и пассивная; (в) природа всех «вещей мира» характеризуется изменяющимся соотношением двух видов энергии, с необходимостью присутствующих в них.