Символ Я

Слово, с помощью которого, согласно Зогару, элохим образовали миры. Согласно Блаватской, одна из форм тайного имени Иао (греч.) - верховного бога финикийского пантеона. Физический и духовный свет, постижимый разумом (разновидность Логоса) - мужская сущность Мудрости. Идеальный солнечный свет. Известен как Иао Хебдомаи - по Иринею Лионскому - бог тайны у гностиков. Иао - греческий вариант еврейского Яхо - это тайное имя верховного божества. Его более поздняя форма - Я. Как Яхо это имя было известно также халдеям и обозначало Духовный Свет - вселенского атмана, нус - выражая обе формы Духа: разум демиурга - создателя Вселенной и Божественный Манас (разум) в человеке.

Яхо изображался как высшее постижимое существо, восседающее над семью небесами. Позднее стало произносится как Яхве (IHVH, «Я есмь Сущий» - непроизносимое имя Бога в иудаизме).
Было открыто Моисею Богом, явившимся в неопалимой купине возле горы Хорив (Исх. 3,14), и когда Бог в облаке сошел к Моисею на горе Синай, он «провозгласил имя Яхве» (Исх. 34, 5). Являет собой тетраграмматон, который шепотом передавался по старшей линии первосвященников. С III века до нашей эры вместо него было разрешено произносить Адонай («Господь»). Успенский дает другое написание этого имени: как IHYH. и объясняет I как активное начало, Н как пассивное начало - как не - Я. В Y он видит выражение формы, как равновесие противоположностей, а во втором Н - результат или скрытую энергию.

Этот тетраграмматон лежит в основе всего, то есть каждая вещь состоит из Божьего имени. В VII веке нашей эры гласные слова Адрнай легли в основу прочтения тетраграмматона как Иегова. Промежуточный вариант его - Иа или Иакх (Вакх) - было священным возгласом во время Элевсинских мистерий. Древнее элевсинское божество - одна из ипостасей Диониса Загрея, иногда отождествляется с Дионисом и Вакхом. По разным версиям считается то сыном Деметры, то Персефоны, то Диониса. Иногда рассматривается как супруг Деметры.

Имя Иао, состоящее из трех букв, было у евреев тайным, как и у финикийцев. Это был, согласно Диодору, Бог Моисея. Иахо было священным словом в египетских мистериях и означало единое, вечное и сокрытое в природе и человеке божество. Цитируя Фюрста, Блаватская называет этот сокрытый общий Божественный принцип «Божественной мыслеосновой» и человеческим манасом, или высшим Эго. Согласно Аристотелю, древние арабы изображали Иакха (Иаха) в виде коня Солнца (Диониса), следовавшего за колесницей, на которой восседал бог небес Ахура Мазда. У современного мистика последователя Адвайта-Веданты Раманы Махарши медитация на тему «кто есть я?» («вичара» - вопрошание) является главным способом отождествления с Атманом.