Арджуна
Арджуна, в индуистской мифологии герой древнеиндийского эпоса "Махабхарата", предводитель пандавов в битве с кауравами. Пандавы, воины-братья, сыновья Панду: Бхима, Арджуна, Накула, Сахадева и Юдхиштхира. Их общей женой была Драупади. Борьба пандавов и кауравов является основой сюжета «Махабхараты», в частности, "Бхагават-Гиты", памятника религиозно-философской мысли Древней Индии. "Бхагават-Гита" датируется серединой первого тысячелетия до нашей эры, является философской основой индуизма.
Арджуна и Кришна, восьмая аватара Вишну
Эпизод поэмы Бхагават-Гита
В поэме "Бхагават-Гита" обе неприятельские рати родственных кауравов и пандавов стоят друг против друга в боевом порядке, трубы дают сигнал к началу сражения; пандав Арджуна садится на свою боевую колесницу, которой управляет само божество в человеческом образе. Увидев в неприятельском лагере своих родственников, друзей детства и учителей, Арджуна начинает колебаться, вступить ли в бой: его терзают сомнения, дозволено ли ради земных благ, ради отвоевания отеческого престола, нарушить священные законы кровного родства. Тогда управляющее колесницей божество, в образе Кришны, в восемнадцати песнях убеждает его в необходимости дать сражение, не думая о последствиях. В дальнейшем течении рассказа развивается целая система индийской религиозной философии, которая с особенной ясностью и изяществом изложения стремится разрешить важнейшие проблемы человеческого духа.
"Бхагават-Гита" (петые божеством откровения) — название религиозно-философской поэмы, составляющей большую часть шестой книги индийского эпоса "Махабхарата". Когда и кем сочинена эта поэма до сих пор неизвестно. Во всяком случае, она не может быть отнесена ко времени первого пробуждения религиозно-философской мысли у древних индийцев, а будучи эклектического характера, заставляет предполагать, что она сложилась уже после возникновения философских школ индуизма.