Якши и Якшини
Девы-демоны Якшини
Рельеф, песчаник, II век
Якши (санскрит yakshas), в индуистской мифологии полубожественные существа, которые родились из стопы Брахмы одновременно с ракшасами, одним из основных классов демонов. Якши были благожелательны к людям и являлись слугами бога богатства Куберы — они охраняли его чудесные сады на священной горе Кайласе, а также сокровища, зарытые в земле и пещерах.
Якши — в позднейшей индийской мифологии брахманизма класс полубожеств мужского или женского пола. В представлении индусов Якши обыкновенно являлись безобидными существами, необходимыми богу Кубере для охраны его богатств и садов, поэтому и получили эпитет Пуньяджаны, то есть "доброе племя". Лишь случайно они проявляют зловредные наклонности. Мифологическая космография индусов отводит им седьмое небо, Якша-лока. В индийской литературе Якши являются иногда героями произведений, например в знаменитой поэме Калидасы — "Мегха-дута" ("Облако-посол").
Чаще всего якши изображались в облике прекрасных юношей, иногда — карликами с отвислыми животами, с короткими руками и ногами. Считалось, что встреча с якши женского пола, то есть якшини, несла угрозу для жизни, поскольку демоницы-якшини могли выпить кровь или съесть простого смертного. В литературных памятниках Древней Индии отражено, что якшини, прекрасные демонические девы, были крайне опасны для людей: они истязали мужчин, ели человеческое мясо и пили кровь детей.
Примечания. Пуньяджаны (санскрит Punyajanâs = добрые люди) — в индийской мифологии особый класс ракшасов, которые разрушили Кушастхали, столицу царя Какудмина или Райваты, когда он удалился из нее, чтобы посетить область Брахмы.
Калидаса являлся не только величайшим индийским драматургом, но и автором наиболее почитаемых после Рамаяны и Махабхараты поэм, таких как — Кумарасамбхава, Мегха-дута, Рагхуванша и Ртусанхара.