Рамаяна1
Часть первая
Было одно обширное и роскошное царство, плодородное, цветущее, богатое всеми произведениями земли и сокровищами подземелья. Зернового хлеба, плодов, скота всякого рода множество. В этом царстве был огромный и великолепный город. Его широкие улицы орошались водою; нигде ни пылинки. На базаре - бесчисленное множество купцов, в лавках - груды драгоценных товаров. По улицам тянулись огромные и прекрасные здания. Внутри города многочисленные цветники, сады, ручьи и фонтаны дарили его обитателям жизнь и свежесть. Кругом - огромные и глубокие непроходимые рвы. Внутри города было множество колесниц, лошадей и слонов, множество арсеналов, наполненных всякого рода оружием - булавами, стенобитными машинами, оружием, убивавшим вдруг по сто человек. Купцы, вестники, путешественники, жители города - мужчины и женщины бесчисленными толпами двигались по широким улицам и богатым базарам; шум, говор, деятельность, жизнь.
В этом городе жил царь Дасарата, царь ослепительно-блистательный, равный четырнадцати богам, сильный в трех мирах, зоркий, как орел, могучий, неодолимый в боях, укротитель своих чувственных желаний, самая твердая из твердынь справедливости, любовь и щит поселян и горожан, отлично знавший Веды с их объяснениями, святой царь.
Всего у него было много - и хлебных запасов, и всякого богатства: одно было у него горе, которое снедало его сердце: хотя, по законам края, у него было три жены, но не было сына, которому бы он мог передать в наследство и свое царство, и свое имя, и свое богатство, и свою славу.
Однажды он долго сидел в задумчивости и горевал, и вот наконец пришло ему на ум: “Отчего бы мне не совершить большего жертвоприношения? Может быть, это избавило бы меня от горя”. Вот он велел воздвигнуть жертвенник, велел принять все меры для отвращения злых гениев, препятствующих совершению священных обрядов; пошел к самому святому брамину, с почтительностью, которой требовало приличие, пал перед ним на землю и просил его совершить жертвоприношение. Убили таинственного копя; положили на жертвенник, прочли установленные молитвы и зажгли костер. Когда запылало пламя и стало пожирать жертву, царь Дасарата с одною из своих жен подошел к жертвеннику и понюхал священного дыму. Вдруг из пламени священного огня, во всем подобное этому пламени, поднялось необычайное существо, блиставшее чудным блеском, высокое, как высокая гора; глаза у него были ярки, как у льва, грудь могуча, как у льва, голос гремел, как бурная грозовая туча. Призрак держал, крепко прижимая к своей груди, закрытый чудесный золотой сосуд; сосуд был наполнен небесным напитком. - Брамин, - сказал призрак, - я - одно из воплощений верховного владыки всех созданий, возьми у меня этот сосуд и передай его царю Дасарате.
- Дай ты сам, - сказал брамин призраку. Призрак, обращаясь к царю, сказал:
- Великий государь, я с удовольствием вручаю тебе этот напиток, составленный из бессмертных соков; прими его ты, радость своего рода! Царь наклонил голову, взял драгоценный сосуд и сказал:
- Повелитель, что мне делать с ним? - Царь, - сказал призрак, - в этом сосуде заключается счастье, которого ты желаешь, которое было целью твоего благочестивого жертвоприношения. Возьми его ты, лучший из людей, и дай пить из него твоим целомудренным супругам. Этот напиток дает здоровье, богатство и желанное счастье женщинам. Сказав это, чудный призрак исчез так же мгновенно, как мгновенно явился. Царь в восторге пошел на женскую половину к своим женам, разлил напиток на четыре части, 2/4 дал выпить первой жене, 1/4 второй жене, третьей жене дал было только 1/8, но потом подумал и дал допить остальной напиток. От трех жен у царя было четверо сыновей; от первой, Каосалии - Рама, от второй, - один сын, от третьей - два сына. Из них замечателен Лаксмана. Все эти царские сыновья были несравненной красоты, несравненного мужества, несравненных добродетелей, несравненной силы, способные владеть луками громадных размеров. Царь Дасарата, окруженный такими удивительными сыновьями, блаженствовал, как блаженствует Брама, окруженный богами. Рама и Лаксмана с самого детства так горячо, так нежно полюбили друг друга, что были неразлучны и готовы были отдать душу друг за друга. Рама же был любим и всеми подданными царя Дасараты. Самое имя его значит “любовь, радость людей”. Один отшельник, великий праведник, святой (Висвамитра) пришел в город к царю Дасарате, чтобы посмотреть на него, и говорит: - Царь, если ты хочешь прославиться, сохранить справедливость в мире и верить словам моим, защити меня от злых гениев (Ракшасов).
Надменные до ослепления своею силою, своим мужеством и тайнами волшебства, они препятствуют мне совершать священные жертвоприношения. Я должен совершить такое жертвоприношение через десять дней. Дай мне в защитники твоего Раму. Он прогонит их, он побьет их, твой удивительный сын.
Царь Дасарата с любовью поцеловал в голову своего сына и отдал его с неразлучным другом Лаксманом святому отшельнику. Только Рама пошел к святому отшельнику, вдруг повеял тихий, сладостный ветер, не поднимая ни одной пылинки; с неба дождем посыпались цветы, в вышине раздались гармонические голоса, звуки и гром небесных инструментов. Рама взял лук, колчан, меч и обернул пальцы левой руки кожей. То же и Лаксмана. Придя на берег реки, святой муж сказал ласково Раме:
- Милый мой Рама! Облей себя водой, по нашим отшельническим правилам, я сообщу тебе две науки - знание Могущества и знание Выше-Могущества. С этими двумя знаниями ты будешь непобедим и невредим. При божественных свойствах твоей природы ты силою своей благородной воли, пользуясь этими двумя знаниями, разовьешь свои добродетели до высочайшего совершенства. Эти знания - дочери верховного прадеда всех созданий.
Рама исполнил приказание праведника и получил откровение двух знаний - Могущества и Выше-Могущсства.
Братья и друзья - Рама и Лаксмана - после этого пошли с: святым отшельником дальше, заходили в разные убежища других святых отшельников, пользовались самым ласковым гостеприимством, наслаждались чудными рассказами, из которых особенно занимателен следующий рассказ о ста добродетельных дочерях одного добродетельного царя.
Все эти царевны были необыкновенные красавицы. Однажды они, в роскошных одеждах, в цветах, в золотых кольцах и браслетах, в ожерельях из драгоценных камней и жемчугов, сами - прекраснейшие цветы, жемчужины и драгоценности земли и неба, бегали, играли, шутили, смеялись и пели в роскошнейшем саду, в упоительном аромате нежно дышавшего им в лицо скромного, застенчивого воздуха, в прохладе густотенных благоухающих деревьев и ропщущих фонтанов, водопадов и ручьев. Бог-Ветер, который всюду носится, всюду проникает, увидел прекрасных девушек, остановился, притих и начал шептать им сладким голосом:
- Милые девушки, вы так очаровательны, что я каждую из вас хотел бы взять за себя замуж. Скажите, которая из вас пойдет за меня; я бог и сделал бы ее бессмертною.
Девушки захохотали:
- Как же, - сказали они, - поверим мы ветреным словам! Лети дальше.
Ветер осердился, рассвирепел и, схватывая и крутя каждую из них, ломал почти пополам. Обезображенные, опечаленные, они со слезами и воплем прибежали к отцу и рассказали о своем несчастии.
Отец погоревал вместе с ними, но в утешение прибавил:
- Вы поступили прекрасно, что не поверили ни обманчивым ветряным словам, ни ласкам; а о замужестве не беспокойтесь; замуж выйдете, когда придет время; для царевен мужья найдутся. И действительно нашлись, и очень скоро: царевичи, привлеченные добродетелями их отца, появились из разных стран просить их себе замуж, и как только царевны протянули им свои руки и коснулись их рук, то мгновенно сделались такими же стройными, величавыми и грациозными, какими были прежде.
Среди таких поучительных историй братья-герои шли со святым мужем все дальше и дальше в тайные, только отшельникам доступные глубины лесов. Наконец Рама, длиннорукий герой, буйвол и тигр между людьми, сказал:
- Святой истязатель плоти, укротитель страстей, муж возрожденный, скажи, где нам с братом ждать появления злых демонов, чтобы истребить их?
- С этого дня, Рама, - отвечал отшельник, - когда я начну делать приготовления к совершению жертвоприношения, ты не должен спать шесть ночей.
- Хорошо, - сказал Рама, взял в руки лук и стал и стоял, не смыкая глаз, не произнося ни одного слова, неподвижный, как ствол дерева. То же сделал и Лаксмана.
Вот прошло шесть дней. Великодушные отшельники воздвигли жертвенник, облили его очищенным коровьим маслом, начали петь гимны и совершать жертвоприношение по установленным правилам. Пламя охватило жертвенник. Вдруг в воздухе раздался ужасный шум, как будто налетела черная туча и забушевала гроза. Полился кровавый дождь, появились тучи демонов, ночных бродяг, и кинулись на убежище святого отшельника. Рама натянул свой огромный лук и, нисколько не возмущаясь гневом, пустил стрелу, известную под названием Стрелы человека, попал прямо в грудь одному из главных демонов; стрела унесла его до пределов океана, и демон рухнул, как гора. Пустил Рама другую стрелу, известную под названием Стрелы огня, поразил другого демона прямо в грудь, и он мертвым повалился на землю. Пустил Рама третью стрелу, Стрелу ветра, и побил всех остальных демонов, ночных бродяг. Висваматра, совершеннейший и святейший отшельник и все другие отшельники окружили Раму, осыпали его похвалами, поздравлениями, подарками.
- Я доволен тобою, длиннорукий герой, - сказал наконец Висвамитра, - ты хорошо исполнил мое заповедное слово, слово твоего повелителя; это совершенное убежище будет теперь еще совершеннее.
Рама и Лаксмана переночевали там, встали на другой день чуть свет, поклонились восходящей заре и за Висвамитрой пошли дальше. Вот приходят они в царство царя Джананка. Царь, узнав, что к нему пришел такой святой, как Висвамитра, поспешил к нему навстречу со множеством браминов. Царь обратился к Раме, выражая свою радость, что руководителем ему служит бесконечно-блистательный, могущественный, по своим совершенствам уму человеческому непостижимый отшельник.
- Выслушай, мужественнейший Рама, историю Висвамитры. Ты увидишь, какой это блистательный муж, сколько в нем непобедимой энергии, до какой степени он способен погружаться в сущность божества.
Некогда на всей земле царствовал только один царь (Куса). Одним из потомков его и есть блистательный Висвамитра; Висвамитра управлял царством бесчисленные мириады лет и был воплощенной справедливостью. Однажды, собрав многочисленное войско, Висвамитра отправился по своей земле: проходя через реки, горы, леса и города, он пришел в одно чудное убежище пустынников; многочисленные деревья красовались цветами и плодами; везде спокойно бродили стада безвредных животных. Пустынники, блиставшие, как огонь, питались только водой, воздухом, обвалившимися листьями, корнями деревьев и плодами. Увидев главного отшельника (Вашисту), Висвамитра пришел в неописанный восторг и почтительно ему поклонился.
“Милости просим”, - сказал отшельник и попросил садиться царя всей земли. Царь всей земли спросил отшельника, благополучно ли горит его священный огонь, благополучны ли его ученики и деревья. Так же спросил царя и отшельник. У обоих было все благополучно, и в воде, и в огне, и в деревьях, и в зверях безвредных, и в людях. Хозяин и гость были в полном наслаждении от мудрых разговоров.
Наконец блаженный Вашиста, улыбаясь, сказал Висвамитре: “Могущественный монарх! В доказательство моего гостеприимства, позволь мне дать пир твоему войску и тебе, безгранично-великий!”
“Блаженный, - отвечал царь, - я уже насладился им, ты дал мне все, что у тебя есть: плоды, коренья, воду, чтоб обмыть мне ноги, воду, чтобы выполоскать рот, и счастье - созерцать твой святой образ. Позволь мне удалиться, блистательный отшельник; напутствуй меня взглядом участия и любви!”
Но блистательный отшельник начал уговаривать безграничного монарха остаться; уговаривал, уговаривал и наконец уговорил. Обрадовавшись этому, блаженный отшельник, благородный бык между отшельниками, кликнул свою сверхъестественную корову, которая давала все и всякому, чего он только пожелает.
“Ступай сюда, божественная, скорей, скорей и слушай, что я скажу тебе: я хочу угостить мудрого царя и всю его армию самым роскошным образом; давай им все, чего они пожелают”.
И чистая, и прекрасная, как небо, корова стала давать гостям, каждому по желанию - сахарный тростник, соты меду, поджаренные зерна хлеба, горы вареного рису, творогу, напитки крепкие, напитки сладкие шести самых нежных, самых тонких, приятнейших вкусов. Гости ели кушанья, пили вина и напитки, сосали и лизали лакомства - были довольны все - и царь, и начальник его браминов, и войско, и министры, и советники, и слуги, и лошади, и слоны.
“Брамин, - сказал царь весело, - ты нас так накормил и напоил, что лучше этого и быть ничего не может; теперь послушай, что я тебе скажу: отдай ты мне свою небесную корову; я за нее дам тебе сто тысяч коров. Ведь она жемчужина, а жемчуг, ты знаешь, по праву принадлежит государю, которому принадлежит государство”. “Нет, царь, ни за какие миллионы, ни за какие миллионы миллионов, ни за какие горы серебра не отдам я этой коровы. Как мне расстаться с нею? Я был с нею неразлучен всю жизнь, она давала мне и пищу, и питье, давала все, что необходимо для жертвы богам, теням предков, очищенное масло для священного огня, хлебные семена для разбрасыванья по земле и по воде в знак милосердия ко всем созданиям. Эта корова - моя жизнь, моя радость, моя сила, моя мудрость. Нет, царь, ни за что я не отдам ее!
“А! Когда так, - сказал царь, - так я возьму ее даром!” И царь велел солдатам схватить и увести ее. Солдаты схватили и повели ее. Корова тоскует, корова плачет и думает: “Что ж это такое! За что ж такой всевеликодушнейший, вседобрейший отшельник покинул меня? Чем я перед ним провинилась! Я неотступно была при нем, я с преданностью служила. Нет! Нет! Я не расстанусь с ним!” Она застонала, рванулась, помчалась, как ветер, прибежала к отшельнику, пала к ногам его и, рыдая, стала умолять: “Блаженный сын Брамы! Не покидай, защити меня, ведь известно, что сила брамина сильнее всякой силы воина, хотя бы то был царь. Прикажи мне, блистательный отшельник, истребить войско и посрамить гордость несправедливого царя!”
“Ну, хорошо, - сказал отшельник, - истребляй”. Небесная корова издала оглушительный рев и вот, как молоко, полились из нее бесчисленные толпы воинов; начинается ужасная битва; побьет царь одних коровьих воинов, она дает еще больше других, побьет этих, являются новые коровьи полчища, еще и еще. Наконец все царское войско побито, побиты пехотинцы, побиты всадники, побиты те, кто сражались на колесницах, побиты лошади и слоны; остались только сыновья царские; они в исступлении гнева бросились на отшельника; но он только дохнул на них и своим дуновением в одно мгновение пожег их и превратил в пепел. Остался только один сын. Царь смирился духом. “Худо дело, - думает он, - я теперь как змей, у которого повыдерганы зубы, как птица, у которой обрублены крылья, как море, в котором вода высохла до капли, как солнце без света”. И он почувствовал презрение к самому себе, отдал царство своему от побоища уцелевшему сыну, а сам ушел в самый дикий, густой и мрачный лес, чтобы там, в немом молчании, в молитве, в изнурительном посте, в мучительных истязаниях плоти заслужить милость божества Магадевы, и через много-много лет заслужил ее: Магадева явился к нему и сказал: “Царь! Довольно: не тирань себя больше, скажи, чего тебе хочется, я все могу сделать и все для тебя сделаю”.
Царь пал на колени перед божеством Магадевой и сказал: - Если я тебе угоден, дай мне четыре небесных лука со всеми их чарами, которые употребляют боги и злые демоны.
- Возьми, - сказал Магадева и улетел на небо.
В восторге гордости и мести, знаменитый царственный святой Висвамитра подошел к убежищу совершеннейшего из отшельников и начал пускать мистические стрелы, и вдруг страшное, необъятное пламя охватило весь лес отшельнического убежища, в один миг истребило его, и стало это святое место безгласною, немою пустыней.
“Не бойтесь, не бойтесь, не бойтесь, - закричал своим братьям отшельникам блистательный пустынник, - я в сей миг уничтожу силу Висвамитры. Висвамитра! - крикнул он ему, - ты сделал злое дело; погибни!”
Сказав это, он прикоснулся браминским жезлом к огненным стрелам Висвамитры - царя-пустынника, и стрелы потухли в тот же миг.
Висвамитра ужаснулся и воскликнул: “Горе мне! Да, я вижу, сила касты воинов - ничтожна; вся сила в воле брамина; добьюсь же я этой силы, достигну высоты браминской касты”.
Сказав это, он далеко швырнул от себя мистические стрелы лука, и пошел со своей женой в неисходное лесное уединение, питался только кореньями и плодами, морил себя голодом, истязал всевозможными истязаниями беспрерывно, целую тысячу лет. Тогда явился ему бог Брама и говорит:
“Висвамитра! Перестань; довольно: ты своим постничеством, умерщвлением всех чувственных страстей и желаний возвысился до высшей ступени, которой только достигали святые цари”.
Сказав эти ласковые слова, верховный владыка миров оставил воздушные пространства и скрылся в беспредельности неба. Висвамитра же начал думать о том, что сказал ему Брама; думал, думал, и ужасная тоска овладела его сердцем.
“Что ж это! Я столько лет себя мучил и заслужил только имя святейшего из святых царей; нет, не то мне нужно; я хочу быть святейшим из святых браминов, и буду”.
И вот он снова стал предавать себя новым неслыханным мукам. В это время случилось такое происшествие: одному царю необходимо было принести в жертву человека. Вот он обращается к одному бедней тему брамину и говорит: “Дай мне одного из своих трех сыновей, чтобы принести его в жертву богам; я тебе дам за то сто тысяч коров”.
“Я ни за что не отдам старшего сына”, - сказал отец.
“А я ни за что не отдам младшего”, - сказала мать.
Средний, который слышал это, сказал с грустью: “Значит, царь, меня отдают тебе; так и быть: веди меня поскорей отсюда!” Царь обрадовался, что может совершить необходимое великое жертвоприношение, дал сто тысяч коров брамину и повел с собою его сына. Был полдень. Знойное солнце палило. Лошади царя утомились; вот сверкнуло и повеяло свежестью огромное пустынное озеро. Царь остановился, чтобы отдохнуть самому и дать отдохнуть лошадям. Несчастный юноша, изнуренный и дорогой, и усталостью, и зноем, убитый печалью, увидел, что туг убежище Висвамитры, побежал к нему, припал к его ногам и стал умолять: “Святой муж! У меня нет ни отца, ни матери, ни родных, ни друзей; отец и мать меня покинули, меня продали. Спаси меня, святой отшельник!”
Слезы и мольбы несчастного тронули суровую душу отшельника.
“Хорошо, - сказал он, - затверди хорошенько таинственную молитву, которой я научу тебя, и когда уж совсем соберутся приносить тебя в жертву, ты произнеси ее; увидишь, что будет”.
Юноша жадно слушал таинственные слова своего спасения и твердил, все твердил их. Привели его па место кровавого жертвоприношения, костер уж готов и смертный столб вкопан в землю, и огонь раздувают. Взяли юношу, повели, прикрутили руки, ноги, стан и шею к столбу; жрец вынул нож; несчастный хотел произнести молитву; по ни одно слово из мыслей души его не выходило на язык... Вдруг как будто чья-то другая могучая душа сошла в его душу, и он не заговорил, а запел таинственные слова громко-громко и таким чудным голосом, что верховный бог небес, Индра, очаровался этим гимном и спас юношу. Вот какой был Висвамитра и какие таинственные слова знал он! И все он еще постился, все истязал себя, чтобы приобрести могущество святейшего из браминов. Это продолжалось многие тысячи лет.
Боги, которые строго следили за тем, какую силу приобретает его постническая жизнь, пришли к нему, и сам Брама вторично говорит: “Довольно, Висвамитра, ты уже совсем свят; если тебе угодно, ты можешь прекратить свою отшельническую жизнь”, - и говорил это Брама самыми кроткими, нужными, ласковыми словами: по Висвамитра и тут не послушался и снова много-много тысяч лет истязал себя.
Но вот однажды в его убежище тайным путем прокралось лукавое очарование, которое заставило его забыть о небе и приковало к земле, и он не помнил, как прошло десять лет; десять лет показались ему одним мгновением. Наконец душа его зароптала: он почувствовал, что ум его стал тускнеть, знания гибнуть, гордая воля ослабла; он вознегодовал, ожесточился против самого себя и стал снова на путь беспощадного покаяния: и стоял опять тысячу лет, ни на что не опираясь, на цыпочках одной ноги, подняв руку, неподвижный, как ствол дерева; он питался ветром небесным; солнце его жгло, зимние дожди мочили; он спал весь в воде, мучил себя нещадно и еще готов был мучить себя без конца.
Боги испугались такого совершенства отшельника; и задумали они послать к нему новое, еще более чарующее искушение: раз слышит он - поет упоительно-сладко соловей и голос упоительней соловьиного; какой-то чудный аромат наполняет все его существо, нежит душу и мутит мысли. Многотысячелетний отшельник пошатнулся было опять к земным наслаждениям от небесных, но в тот же миг спохватился и разрушил и предал проклятию очарование. Боги поскорей в испуге провозгласили его достигшим высшей ступени совершенства между совершеннейшими святыми браминами.
“Висвамитра достиг своей цели, и я преклоняюсь перед ним, путеводителем вашим, Рама и Лаксмана”.
Так говорил царь Джанака, у которого гостили братья и Висвамитра. На другой день, когда заря только зажгла свой чистый свет, царь Джанака пришел к Висвамитре и Раме, отдал им почтение по всем правилам, изложенным в книге благопристойностей и сказал: - Приветствую тебя, великий отшельник! Скажи, что мне для тебя сделать? Почти меня, твоя святыня, выражением твоей воли: я - раб твой! - Царь, - отвечал Висвамитра, - эти герои, знаменитейшие в целом мире, очень желают видеть божественный лук, который ты хранишь у себя благоговейно. Когда ты покажешь им это чудо, требуй от них, чего пожелаешь.
Царь Джанака показал им небесный лук и сказал:
- У меня есть дочь, украшенная всеми добродетелями и очаровательнее всех богинь. Имя ей - Сита. Вот ее происхождение: раз я опахивал кругом жертвенник, смотрю и вдруг вижу - в борозде, мною только пройденной, лежит прелестная девочка. Это и была она. Я решил отдать ее замуж самому могучему из государей. Вот государи стали съезжаться со всех стран. Чтобы узнать, кто из них сильнее всех, я предложил им стрелять из божественного лука, царя луков: но ни один из них не мог поднять его. Если Рама его поднимет, тогда я отдам ему руку Ситы.
Сказав это, Джанака приказал своим советникам привезти его; восемьсот человек самых рослых и здоровенных едва смогли поднять исполина, положили на восьмиколесную колесницу и привезли. Рама одною рукою поднял царя всех луков, улыбаясь, навязал тетиву, стал натягивать и так согнул, что лук переломился по самой середине. Кругом стояло бесчисленное множество народу. Ломаясь, лук треснул так, как будто обрушилась гора, или раздался страшный гром. Все в ужасе попадали на землю. Устояли только Висвамитра, царь Рама и Лаксмана.
Когда все оправились от ужаса и встали с земли, царь Джанака, подняв руки в виде чаши, сказал Висвамитре:
- Блаженный отшельник, не один раз и много слышал я о Раме, но такого удивительного дела я не видал никогда. Я отдаю ему в супружество дочь мою, вот эту прекрасную Ситу, которая мне дороже самой жизни.
Отправили тотчас послов к царю Дасарате просить его в гости к Джанакс. Дасарата приехал со всеми родственниками, с войском, со слугами и домашним жрецом. Братьям Рамы от других жен его отца царь Джанака предложил в супруги трех других своих дочерей. Они были прекрасны, и предложение было с любовью принято. Приготовили жертвоприношение, прочли благословенные молитвы и совершили бракосочетание четырех сильных, мужественных принцев с четырьмя принцессами, блиставшими, как пламя огня. В минуту бракосочетания с неба, как проливной дождь, посыпались зерна хлеба и цветы; в воздухе раздались звуки разных небесных инструментов и голосов: боги пели, богини танцевали.
В приданое за принцессами были даны шерстяные ковры, меха, мягкие шелковые платья и другие разноцветные одежды; множество драгоценных камней, всякого рода колесниц и четыреста тысяч прекрасных коров, сытых, тучных, лоснящихся - подарок особенно дорогой, целую армию, несколько тысяч служанок с тяжелыми золотыми кольцами на шеях, десять тысяч фунтов золота в слитках и в работе.
Цари распрощались; царевичи с женами поехали в отеческую землю. Вдруг с левой стороны царя пронеслась стая зловещих птиц, накликающих несчастье; зато с правой стороны для уничтожения их злого влияния промчалось стадо газелей.
Поднялась ужасная буря, взметая тучи песка и потрясая землю. Солнце потемнело и похолодело. Все обезумели от страха, только не обезумели - жрец (Вашиста), Рама и Лаксмана. Буря утихла. Царевичи со своими прекрасными женами поехали к отцу своему, царю Дасарате. Задолго до столицы по пути развевались, как цветущий лес, разноцветные знамена; дорога была полита водой, вся усыпана цветами; гремела музыка на всевозможных инструментах; царская улица была затоплена горожанами, и все смотрели на царя, как на свое солнце. Жены царя, все стройные, очаровательные с самою внимательною вежливостью встретили новобрачных. И они стали жить со своими прекрасными, молодыми, мужественными мужьями в здоровье, роскоши, в счастии согласия и под солнцем любви.
По прошествии некоторого времени сын одной из жен царя Дасараты, Бгарата, отправился повидаться со своим дедом. Дасарата дал ему наставления - мудрые уроки, как жить, особенно советовал собирать, как амброзию, слова святых мужей - браминов.
- Ведь они были богами, - говорил Дасарата, - жили на небе, и высшие боги послали их к нам, чтобы они были богами земли, нашего человеческого мира и освещали жизнь всех созданий.
Бгарата отправился в путь с братом своим Катругной.